Когда при проведении трубопроводной магистрали на ее пути возникает препятствие в виде железнодорожного полотна, то возникает необходимость применить бестраншейную прокладку. Так называемый прокол водопровода выполняют в случаях, когда нужно пересечь трубопроводом определенный участок территории, не нарушая ничего на его поверхности. Рассмотрим, какие методы используются для выполнения прокола. А также, какой из них можно применить самостоятельно.
Прокол под дорогой под водопровод
В каких случаях применяют метод прокола
Повсеместное выкапывание траншей оправдано доступностью способа и его дешевизной. Для его выполнения не требуется узконаправленная дорогостоящая техника. Достаточно простого экскаватора. А зачистные работы не требуют квалификации у работника.
Но снятие грунта наносит непоправимый урон верхнему плодородному слою почвы. Также ущерб при работах выражается в повреждении насаждений. А когда нужно провести траншею через дорогу, то движение на время стопориться. А ремонтные работы впоследствии не всегда качественные и покрытие получается с дефектами.
Но не всегда у коммунальщиков есть возможность взломать дорожное полотно. Если автомагистрали присвоили особую категорию, то для остановки движения на ней, даже на небольшое время, потребуется разрешение высоких инстанций. Особенно, когда речь идет о железнодорожных путях. И в этом случае нужно проложить трубопровод под дорогой, не нарушая ее целостности.
Прокол под железнодорожным полотном
Прокладка водопровода методом прокола также необходима, когда трубопровод нужно проложить по участку, который имеет ландшафтную или архитектурную ценность. Или на нем уже стоит небольшой, но важный объект. А на сегодняшний день способ выступает, как самый востребованный для бестраншейной прокладки коммуникаций. И при помощи него на проблемных участках прокладывают не только водопроводные ветки, но и подводят к объекту газ, обустраивают канализацию под дорогой, а также проводят электрические линии под землей.
Управляемый прокол используется для прокладки:
- металлических и пластиковых трубопроводов;
- футляров, которые впоследствии содержат либо газовые, либо водопроводные трубы;
- коробов для силовых и телефонных линий.
Метод с успехом применяется не только для безболезненного пересечения автотрасс и железнодорожных полотен. Он поможет попасть в подвал здания, когда другие способы не подходят. Также хорошо подойдет, когда нужно врезаться отверстием в колодец. Но только если диаметр последнего не менее полутора метров.
Начальный приямок для прокола с оборудованием
Виды проколов
Прокол под землей выполняется различными способами. В основном они отличаются принципом прокладки трубопровода. И как следствие, требуют применения различных механизмов и оборудования. В виду этого и получают свое название.
Продавливание
Для выполнения понадобится установка направленного бурения. Она состоит из рамы с гидроцилиндрами. В качестве маслостанции используется любой бензиновый двигатель с масляными насосами. Гидроцилиндры приводят в движение каретку, на которой установлена буровая колонна. В нее последовательно укладываются специальные штанги для проделывания отверстия в толще земли.
По обеим сторонам дороги выкапываются приямки. Их называют начальным и финальным. В первый устанавливается механизм для бурения. Сначала в колонну закладывается снаряд, имеющий на конце острый конус. Маслостанция запускает гидроцилиндры и под созданным ими усилием штанга вдавливается в стену приямка. Когда большая часть первого снаряда скрывается под землей, гидроцилиндры отводят каретку назад.
Маслостанция с гидроцилиндрами для прокола
На конец штанги накручивается соединительная муфта. В нее закрепляется следующий штырь и прочно фиксируется в каретке. Процесс продавливания повторяется. Штанги наращивают до тех пор, пока рабочая головка первой не выйдет с другой стороны земляного вала.
Тогда в финальном приямке с первого снаряда снимается острый конус. А на его место монтируется приспособление для захвата и дальнейшей протяжки водопровода под дорогой. Конец трубопровода закрепляют на штанге и начинают вытягивать при помощи гидроцилиндров в начальный приямок. Таким образом магистраль оказывается под дорогой, не нарушая ее покрытия.
Существует сложность с прокладкой пластикового трубопровода в зимнее время. Полиэтиленовую трубу перед протяжкой приходится прогревать горелками для создания небольшой гибкости. Иначе на морозе материал при прохождении созданного канала может деформироваться или треснуть.
Горизонтально направленное бурение
Этот прокол под водопровод используют для труб диаметром до 200 мм. Выполняет его специальная самоходная установка на гусеничном ходу. Такая техника способна работать в условиях ограниченного пространства и на топких грунтах.
Самоходная установка для создания прокола
Буровая установка пробивает пилотную скважину. Причем заглубление колонны из штанг происходит под заданным углом. Затем проход начинает вестись в горизонтальном направлении. А в заданной точке, опять же под углом, выходит на поверхность.
Первая штанга снабжается рабочей головкой в виде лопатки. А начальная скважина имеет небольшой диаметр. После ее прохода, на другой стороне от установки, насадку меняют на риммер. Это специальный вращающийся расширитель, который при вытягивании в начальную точку увеличивает диаметр прохода до нужных размеров.
К риммеру сразу подсоединяют новую колонну штанг, чтобы после расширения канала протащить с помощью них трубопровод на другую сторону. Самоходная установка сначала вытягивает колонну с расширителем на конце. Затем на торец последовательно наращенных штанг монтируется серьга (вертлюг). И уже ей производится захват оголовка плети трубы. После этого установка начинает протягивать трубопровод через расширенный канал.
Горизонтально направленное бурение в действии
Такой метод прокола земли для водопровода требует соблюдения некоторых условий. Диаметр риммера должен быть обязательно больше толщины прокладываемой трубы на 30 мм. На сам расширитель нужно подавать специальный состав. Он помогает разрушать породу, а также уменьшает трение штанг о почву. А еще способствует удалению разрыхленного грунта из канала.
Причем используется состав многоразового применения. Для этого удаленная полужидкая порода на завершающем этапе откачивается из котлована. Проходит фильтрацию. А полученная жидкость обрабатывается химическими реагентами. Восстановленный таким образом состав используется для нового бурения.
Бурошнековое бурение
Этот метод прокола сразу создает футляр для последующей прокладки в нем нескольких трасс. Для этого используются специальные большие трубы, внутри которых установлены шнеки с вращающейся головкой в виде лопатки. Механизм расположен в торцевой части трубы, приставленной к земле.
В начальном приямке установка начинает вдавливать трубу в грунт. Одновременно с этим специальный двигатель запускает движение шнека. Он помогает движению трубы сквозь толщу грунта, пробуривая породу и частично продвигает разрыхленную массу по трубе.
Оборудование для бурошнекового бурения
Когда первый футляр полностью скрывается в земле, к его торцу крепится новая часть, снабженная своим шнеком. Последний снова отбрасывает пробуренную породу к концу своей трубы. Процесс наращивания футляров продолжают пока первый не выйдет в финальный приямок.
Тогда из него последовательно извлекаются все шнеки с удалением оставшейся внутри породы. А в очищенный проход помещают сразу несколько водопроводных магистралей. Способ хорош тем, что создается надежный и долговечный канал, который легко обслуживать при ремонте трубопровода.
Гидропрокол
Само название четко говорит, что метод использует силу воды. Прокол под дорогой для водопровода выполняется специальной буровой установкой, которая на конец первой штанги подает водяной поток под большим давлением. Головка начального снаряда имеет специальный узкий раструб, через который мощная струя размывает почвенную толщу.
В буровой установке используется водяной насос с центробежным принципом работы. А метод подходит для прокладки трассы в рыхлых песчаных и супесчаных почвах. Для глинистых грунтов не применяется.
Оборудование для гидропрокола
Вибропрокол
При таком проколе рабочий орган первой штанги, кроме вращательного движения, совершает методичные и мощные возвратно-поступательные. В установке дополнительно реализован принцип отбойного молотка. Благодаря этому очень быстро прокалывается даже очень плотный глинистый грунт. Установка может применяться и для суглинистых почв.
Видео описание
Видео продемонстрирует, как осуществляется управляемый прокол через дорогу для водопровода с помощью специальной техники:
Самостоятельное выполнение
Прокол под землей для водопровода можно сделать собственными силами. Без привлечения дорогостоящей техники и специалистов. Единственное ограничение, это длина необходимой трассы. Вручную получиться пробить не более 30 метров грунта.
Для этого понадобятся обычные инструменты:
- штыковая лопата;
- тяжелая кувалда;
- лом;
- ножовка по металлу или болгарка с аккумулятором.
Изготовить потребуется лишь острый пирамидальный или конусный наконечник. Его нужно делать только из инструментальной стали. Обычное железо быстро деформируется, встретив на пути твердые вложения в грунте. Также заранее необходимо подготовить саму трубу для водопровода.
Она должна быть толстостенной, из хорошей стали и диаметром 40 мм. Ее длина должна превышать размер прокола минимум на метр. При необходимости нужно нарастить трубу из кусков, используя качественную сварку. И желательно, чтобы получившийся трубопровод был идеально ровным.
Горизонтальный прокол для водопровода
Наконечник приваривают к одному концу трубы. По обоим сторонам дороги выкапывают по приямку. Финишный можно сделать небольшим. А вот с начальным придется повозиться. Его размер должен быть равным длине трубы и еще нужно прибавить пару метров для удобства в начале работы.
Трубу опускают на дно начальной траншеи. Ее острый конец упирают в грунт. По всей длине трубы, под нее подкладываются кирпичи с шагом в один метр. Причем положение необходимо создать четко горизонтальное, выровняв при помощи уровня.
Начинают бить кувалдой по другому концу трубы, вгоняя ее в грунт. Удары должны быть сильными и точными. Завершают прокол, когда острый конец покажется в финишном приямке. После этого спиливают наконечник и расплющенный ударами кувалды другой торец. И завершают прокладку трубопровода к дому.
Видео описание
Видео покажет, как проложить трубу под дорогой для бытовых нужд самостоятельно:
Коротко о главном
Когда нужно проложить трубопровод по участку, который пересекает дорога, приходиться применять новые технологии. Чтобы не ломать покрытие при рытье открытой траншеи, выполняют прокол грунта. Такой метод бурения подразумевает продавливание почвы стальной штангой с острым наконечником непосредственно прямо под дорожным полотном.
В полученный канал впоследствии заводиться трубопровод. Также способ применяют при прокладке кабельной трассы. Работу можно выполнить вручную самостоятельно, если длина прокола будет небольшая. А в промышленных масштабах применяется специальная техника.
Она представляет собой маслостанцию, которая приводит в движение гидроцилиндры. Последние и выполняют продавливание грунта. Такой механизм может иметь как малые габариты, так и очень крупные. В последнем случае он реализуется в виде самоходной установки на гусеничном ходу.