Власти разрешат владельцам личных подсобных хозяйств отдавать урожай в торговые сети для продажи. Но вы должны доказать, что продукция не навредит здоровью покупателей.
К вопросам продовольственной безопасности — насыщению рынка сельскохозяйственной продукцией.
Фермерские хозяйства играют значимую роль в развитии агропромышленных комплексов государства. Их доля — 14% всего объёма производства сельскохозпродукции. Они вносят вклад в продовольственную безопасность и решают социальные и экономические задачи сел.
По мнению законодателей, в стране тысячи граждан выращивают помидоры, зелень, ягоды. Среди них и участники FORUMHOUSE. Но легальных путей для сбыта недостаточно. А ведь одни россияне могли бы покупать в магазинах отечественные кабачки, а другие — иметь неплохой доход. Речь, возможно, пойдет не только об ЛПХ, но и простых дачниках. Но чтобы построить мост, между производителем и потребителем, понадобится обозначить новые нормы и правила.
Абрамченко провела беседу с фермерами. По итогу встречи чиновница обратилась к Минсельхозу, Минэкономразвития и Минпромторгу. Политик поручила федеральным органам исполнительной власти разработать и представить в кабмине механизм для подтверждения безопасности продукции. Это позволит мелким производителям реализовывать свой урожай.
Пока документы о соответствии товаров техническим регламентам получают предприятия. Они проходят проверки в Роспотребнадзоре. Если изменить эту схему, упростить порядок? Для обычных людей? Эксперты считают, что тогда покупатели получат расширенный ассортимент здоровых продуктов с грядки, а производители — деньги. Эти средства не помешают гражданам. Осталось найти путь — проработать вопрос узаконивания таких продаж. Возможно, это оформление статуса самозанятого.
Задачей и займутся в Минсельхозе и других ведомствах. Предложения по снятию барьеров и созданию упрощенной системы оценки качества такой продукции должны попасть в кабмин до 30 июля.
Ожидается, что чиновники подготовят поправки в законодательство страны. Изменения расширят каналы сбыта для собственников ЛПХ и не только. Продукция попадёт и на полки супермаркетов. Тогда ассортимент расширится, предложение увеличится и цены, по прогнозам авторов инициативы, снизятся. Ритейлеры рассчитывают, что хозяйства начнут оперативно получать пакет документов.
Такой подход может быть полезным для личных подсобных хозяйств: сельские жители продадут продукцию в местных магазинах. Для сельского жителя возможность продавать продукцию — стимул сохранить и увеличить объёмы производства. Это побудит людей получить новый статус самозанятых и отчислять государству налоги.
Леонид Холод, доктор экономических наук, бывший замминистра сельского хозяйства России, отметил, что большие объёмы продукции «исчезают». На рынке её почти нет.
Считаю, что продукция личных подсобных хозяйств так же, как и с фермерских хозяйств и садоводческих товариществ, должна быть на рынке. Её в ЛПХ производится достаточно. Сейчас на рынке она представлена скудно — это плохо, потому что довольно большие объёмы продовольствия пропадают в неизвестном направлении, не формируются рыночные фонды. Хозяева же этих фермерских и подсобных хозяйств деньги с рынка недополучают. Никому от этого хорошо не становится, когда одни не получают продукцию, а другие — деньги.
Специалист высоко оценил идею продажи овощей с ЛПХ в супермаркетах, однако напомнил о трудностях в оформлении такого сотрудничества. Крупноформатная торговля связана со строгими требованиями. Им и большие хозяйства не соответствуют. Поэтому понадобятся посредники. То есть организация, где получают продукцию сельчан, сортируют, моют, упаковывают и раскладывают.
Но из-за санкционного давления, по мнению эксперта, стоит свести контроль к минимуму — и позволить мелким производителям выйти на уровень сетей супермаркетов без лишних хлопот.
По словам Василия Узун, главного научного сотрудника Центра агропродовольственной политики РАНХиГС, экономист, действительно, нужен кооператор. В противном случае он не видит, как бабушка с корзиной помидор сможет сама доставить продукты с сопроводительной документацией.
Андрей Туманов, председатель общероссийской организации «Садоводы России», считает, что оптовики не пропустят людей с ЛПХ, дачников. Да и у таких производителей нет нужного для супермаркета количества продукции.
Более 50% всех фруктов и овощей выращиваются в приусадебных хозяйствах и садоводами-огородниками. При этом почти ничего не идёт в продажу, хотя есть достаточно остатков. Но вы их не продадите ни при каких обстоятельствах, вы не зайдёте ни на какой рынок, это невозможно. Там работают оптовики, те, кто везёт продукцию из дальних краёв. А частные производители ничего не продадут, в этом проблема.
Туманов предположил — качество продукции под вопросом. Не стоит думать, заявил он, что у бабушек огурчики без химии. Некоторые дачники выращивают овощи не по правилам. Экологичное ли огородничество на том или ином участке — неизвестно. То есть супермаркет рискует. Покупатели отравятся и обратятся с жалобой. Под ударом и садоводы. Люди зависят от погоды. Случится град, побьёт растения, а с магазином заключили договор. Как поступить? Туманов видит решение проблемы в создании сельхозкооперативов.
Ранее президент подписал законопроект о внесении изменений в положения о ведении садоводства и огородничества (подробнее о документе, поправках). И Наталья Адигамова, министр имущественных отношений Московской области, рассказала, что на землях общего назначения разрешили продавать кур и кроликов.
Возможно и возвести для этих целей некапитальные строения или нестационарные торговые объекты.
Георгий Филимонов, заместитель председателя Правительства Московской области, уточнил, что для дачников региона подготовили места для торговли.
Огородники, ведущие подсобное хозяйство на дачах, уже могут официально реализовать продукцию на территории области на площадках 108 розничных рынков. Там предусмотрено более 7 136 торговых мест для сельхозпроизводителей.
На ваш взгляд, как будет реализована эта идея — с продуктами огородов на полках отечественных супермаркетов?