С началом отопительного сезона многие владельцы частных домов начинают замечать неравномерность прогрева радиаторов, несмотря на полноценную работу котла. К такому неоднородному распределению температуры чаще всего приводит засорение, скопление воздуха, нарушение в работе запорной арматуры и другие неисправности. Разберем главные причины того, почему батарея сверху горячая, а снизу холодная, а также методы предупреждения и устранения неполадок.
Засорение – одна из частных причин неравномерного прогрева батарей
Главные причины того, почему радиатор горячий сверху и холодный снизу
Довольно часто при запуске автономной системы обогрева частного дома или спустя некоторое время наблюдается неравномерный прогрев радиаторов. Без видимых причин и нормальной работе котла образуется ощутимая разница в прогреве верхней и нижней части батарей.
В основе этого лежат следующие явления:
- Засорение радиаторов.
- Образование воздушных пробок.
- Неполадки в работе запорных механизмов.
- Изначально неправильный монтаж батарей.
- Недостаточное внутреннее давление в системе.
- Слишком малая скорость перемещения теплоносителя.
- Температура окружающей среды ниже эксплуатационной нормы.
При этом далеко не каждый знает что делать, когда низ батареи холодный, а верх горячий, и не пытается предпринять экстренных мер по исправлению неполадок. А ведь закончиться такое положение дел может не только охлаждением воздуха в помещении.
Если вовремя не устранить причины неравномерности прогрева, радиаторы в скором времени начнут ржаветь и течь
Неправильная работа системы отопления с точки зрения рассматриваемого случая может вызвать следующий ряд негативных последствий:
- Снижение эффективности отопительного прибора.
- Ухудшение микроклиматических условий.
- Нарушение движения и застой теплоносителя.
- Возникновение шумов, вибраций в отопительном контуре.
- Изменение кислотно-щелочных свойств теплоносителя.
- Повышение расходов на энергоресурсы.
В результате все это приведет не только к тому, что батарея перестанет выполнять свои привычные функции, но и создадутся условия для усиления внутренней коррозии и снижения срока службы металлических узлов системы.
Справка! Полный прогрев системы отопления после запуска продолжается до 4-х суток. Поэтому не имеет смысла сразу после включения или спустя несколько часов заниматься проверкой нагрева радиаторов.
Чтобы радиаторы полностью прогрелись, система отопления должна поработать после запуска не менее 3-4 дней
Засорение радиатора
Одна из наиболее распространенных причин неравномерного распределения температуры у прибора отопление – засорение внутренних каналов. Происходит это чаще всего вследствие низкого качества чистоты теплоносителя. Решить проблему можно только путем прочистки по следующему алгоритму:
- Радиатор отключается от сети, сливается и демонтируется.
- Процедура промывки выполняется на улице или в ванной. В последнем случае емкость следует заткнуть, а на дно постелить защиту.
- Пустой радиатор простукивается по бокам, чтобы максимально очистить от прикипевшей грязи – после чего весь мусор вытряхивается через отверстия. Такой налет может быть основной причиной того, почему верх батареи горячий, а низ холодный.
- Далее прибор отопления закрывается и полностью заливается горячей водой.
- Через 30-40 минут изделие опустошается и промывается струей воды.
Для более эффективной промывки профессионалами применяются специальные химсредства, а также методы гидродинамики, гидропневматики и гидроимпульс.
Засоренный радиатор следует хорошо прочистить на улице всеми доступными методами
Воздушные пробки
Скопление воздуха – проблема верхних элементов системы отопления. Поэтому если батарея стала плохо работать на верхних этажах здания, скорее всего, в ней образовалась газовая пробка. Главный ее признак – характерные шумы.
Возникает проблема в силу таких причин:
- Разгерметизация контура.
- Ранее проведенные ремонтные действия, приведшие к завоздушиванию.
- Неграмотный монтаж.
- Нарушение технологии заправки теплоносителя.
- Отсутствие стравливателей.
Однако чтобы исправить ситуацию, недостаточно знать, почему радиатор отопления сверху горячий, снизу холодный – нужно устранить причину, то есть стравить воздух. Для этой цели используется специальный кран Маевского или обычная муфта (если батареи из чугуна). Суть процедуры заключается в открывании затвора и выпуске газа до появления непрерывной струи воды. При необходимости действие повторяется несколько раз.
На заметку! Грамотный монтаж системы отопления позволяет избежать недостаточного прогрева батарей. Так, например, в 2-3-х-этажном доме лучше использовать диагональную схему подключения.
Стравливание воздушных пробок из радиатора с помощью крана Маевского
Неполадки запорной арматуры
Для регулировки характеристик потока теплоносителя в отопительном контуре применяются такие виды запорной арматуры:
- Шаровые краны.
- Вентили.
- Термоголовки.
Выход одного из них из строя неизбежно повлечет за собой ухудшение подачи и, как следствие, снижение теплоотдачи прибора отопления. Исправность устройства следует определять по следующим пунктам:
- Соответствие технологии установки. Так, некоторые модели требуют строго вертикального или горизонтального расположения.
- Работоспособность запирающего элемента.
- Наличие на внутренних узлах грязи, механических частиц.
При необходимости кран потребуется разобрать, почистить и, возможно, заменить.
Неграмотная установка батареи
Когда после монтажа и запуска системы отопления батарея только сверху горячая, а снизу остается холодная, многие не понимают, что происходит и что нужно делать в такой ситуации, и начинают искать причину в функционале котла. На самом деле, виноваты установщики – так как изначально неграмотно монтировали радиатор.
Установка радиатора должна соответствовать монтажной схеме, иначе возникнет неравномерный прогрев его поверхности
Зачастую монтажники нарушают схему крепления байпаса – патрубка для стыковки обратки с внутренним контуром для возврата излишком теплоносителя. В правильном варианте он должен располагаться как можно ближе к прибору отопления. Кроме того, при запуске системы он должен перекрываться.
Также причинами нарушения теплоснабжения в рассматриваемом аспекте бывают – неправильно подобранные трубы и несоответствие радиатора с отопительным агрегатом. Решаются проблемы проверкой монтажных схем и обращением к специалистам-монтажникам.
Минимальное давление в контуре
При переоборудовании системы отопления, то есть когда старые батареи заменяются и в контур внедряются новые элементы (теплые полы или дополнительные радиаторы), достаточно часто после запуска внутреннее давление оказывается недостаточным. В результате батарея снизу холодная, сверху горячая.
Такое явление возникает, например, когда чугунные радиаторы заменяют новыми биметаллическими. Полости в приборах старого образца достаточно просторные, в новых, наоборот, зауженные. Поэтому для прохождения жидкой среде требуется задавать более сильный напор.
Недостаточной мощности циркуляционный насос становится причиной падения давления в системе и охлаждения радиаторов
Аналогичная проблема возникает при избыточном сечении трубопровода, слабом циркуляционном насосе и разгерметизации расширительного бачка. Также к снижению внутреннего давления приводит утечка теплоносителя.
Обратите внимание! При расчете системы отопления не следует подбирать радиаторы с лишними секциями. Такое излишество как раз и может привести плохому их прогреву после запуска агрегата.
Недостаточная скорость теплоносителя
Еще одной причиной того, почему низ батареи холодный, а верх горячий в частном доме, может стать слишком медленное перемещение теплоносителя по системе. В результате нагретая жидкость по пути к цели частично остывает.
Вообще скорость потока в трубопроводе зависит от ряда факторов:
- Рабочие характеристики насосного оборудования.
- Проходное сечение труб.
- Фактическое состояние трубопровода.
- Тип материала приборов отопления.
- Физико-химические свойства теплоносителя.
Оптимальная скорость в автономной системе обогрева – 0,5-1,5 м/с. Поэтому чаще всего такая проблема распространена в гравитационных вариантах – когда теплоноситель перетекает самотеком, т. е. без насоса.
Видео описание
Видео-обзор причин того, почему батареи вверху горячие, а внизу холодные:
Кроме того, причина того, почему радиатор отопления наполовину холодный, нередко кроется в различных недостатках монтажа. Например, это может быть неправильное соединение труб, когда в месте стыковки наплавленный материал закрывает часть просвета, или запорный механизм имеет меньшее сечение, чем сам трубопровод.
Низкая температура окружающей среды
Иногда рассматриваемая проблема проявляется в радиаторах, установленных в недостаточно утепленных помещениях. Например, такое часто наблюдается в лоджиях, верандах и т. п.
Здесь главной причиной того, почему у батареи верх горячий, а низ холодный, выступает способность металлической поверхности быстро охлаждаться и, соответственно, отдавать тепло нагретой воды. Устранить недостаток можно путем увеличения температуры прибора отопления и принятию мер по дополнительному утеплению помещения.
Важно! Один из явных признаков недостаточного давления в системе – охлаждение всего отопительного стояка.
Видео описание
Видео-пример по стравливанию воздушной пробки из радиатора:
Коротко о главном
Главные причины того, почему радиаторы отопления сверху горячие, а снизу холодные, проявляются в следующем:
- Засорение батарей.
- Образование воздушных пробок.
- Поломка запорных элементов.
- Неграмотная установка радиаторов.
- Маленькое давление.
- Недостаточная скорость теплоносителя.
- Низкая температура окружающего воздуха.
Если своевременно не устранить неполадки, это грозит не только охлаждением помещения, но также рядом более серьезных негативных последствий – снижением эффективности системы обогрева, нарушением циркуляции, образованием шумов и вибрации, изменением свойств теплоносителя, увеличением расходов.