Потребители жульничали и подключали большие мощности «на всякий случай»
1 июля отменили льготную оплату техприсоединения к электросетям: теперь потребители с энергопринимающими устройствами мощностью до 150 кВт будут компенсировать сетевым компаниям затраты на присоединение к электричеству. Если до 1 июля большинство домовладельцев платили «за подключение к свету» 550 рублей, то теперь для льготников плата вырастет до 15 тысяч рублей, а остальные будут платить от 45 000 до 75 000 рублей (но это в 2024 году). Не все помнят – плата за техприсоединение к электросетям в России однажды уже была одной из самых высоких в мире, а потом в нашей стране ввели льготы и приняли законы, по которым потребители не должны были оплачивать инфраструктурные объекты сетевиков. Рассказываем, почему государством в этот раз было принято такое решение и как обстоят дела с этой услугой в других странах.
12 лет «социализма в отдельно взятой отрасли»
Стоимость техприсоединения в разных странах мира до 2009 года, по данным АНО «Институт проблем естественных монополий».
– с момента «чубайсовской» реформы электроэнергетической отрасли и до 2009 года. Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям составляла 1 568 долл./кВт, это было в 34 раза выше среднемирового уровня. Кроме того, наша страна отличалась долгим сроком фактического подключения к электрическим сетям – 1,5 месяца (по длительности подключения она занимала 43-48 места вместе с Германией, Грецией, Хорватией, и Экваториальной Гвинеей).
В 2009 году в нашей стране для потребителей энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 15 кВт установлена плата в в 550 рублей. С 1 октября 2017 года для потребителей с энергопринимающими устройствами максимальной мощностью до 150 кВт в плату не включаются затраты сетевых компаний на сооружение электросетевой инфраструктуры, в том числе на строительство объектов «последней мили».
По мнению аналитиков, когда в основе платы за «подключение к свету» лежит инвестиционная составляющая, потребитель безвозмездно финансирует чужую собственность, инфраструктуру, которая принадлежит электросетевой компании. Взамен он не получает ничего, никаких прав на эти объекты, а компания будет использовать их объекты в своей коммерческой деятельности.
Многократное снижение стоимости присоединения было мерой социальной поддержки населения государством, а часть затрат сетевиков компенсировалась в тарифе: мы платили «за свет» с учетом расходов, которые компании несли на строительство и содержание объектов. Но все равно – с 2009 по 2019 год выпадающие доходы компаний составили 54,7 млрд. рублей, а затраты на присоединение льготников – 166 млрд. рублей.
В итоге в 2019 году Россия впервые поднялась на седьмое место в рейтинге Doing Business Всемирного банка по показателю «подключение к системе электроснабжения», получив 97,5 балла из 100 возможных. Это признание высочайшего уровня, на котором эта услуга оказывалась в нашей стране два года назад. Эксперты Всемирного банка высоко оценили и низкую цену, и срок подключения, и прозрачность оплаты, и высокую цифровизацию.
А что было не так?
К сожалению, прекрасная социально-тарифная политика, которая существовала в России в последние 12 лет, не была безупречной. Вот главные проблемы:
- Потребители разделяли заявки на присоединения с большой необходимой максимальной мощностью на несколько заявок с максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт в каждой; Потребители подавали заявки на присоединение к сети заведомо избыточных мощностей «на всякий случай». Закон не обязывал потребителя оплачивать полученную электроэнергию в соответствии с величиной присоединенной мощности. Неиспользуемые сетевые мощности росли, а содержала эти мощности сетевая компания.
И что бы мы ни говорили про «баблосбор», справедливо будет признать: таких фактов много, и каждый домовладелец может с ходу вспомнить несколько известных ему лично.
Возможно, тут есть и другой вариант: люди подключают себе 15-30 кВт, а утилизация примерно на уровне 20-30%. А ресурсов на это затрачивается изначально: ТП поставь мощную, провода с заделом мощности поставь, столбы на более мощные поменяй, а окупаемость этого дела сводиться на х10 от расчетного времени, плюс ремонты/замены/обслуживание. А так ресурсы будут рассчитаны из необходимого РЕАЛЬНОГО потребления, подключаться уже будут по необходимости и утилизировать на 80-90%. Рациональное зерно в этом есть, но и также баблосбор никто не отменял.
Как население платит за технологическое присоединение к электросетям в разных странах
Государства практикуют разные подходы к техприсоединению:
- Этим занимается исключительно сетевая компания. Заявителю не нужно делать вообще ничего, и он ни за что не платит – так, например, поставлено дело в Японии. Потребитель оплачивает все затраты на техприсоединение, а компания за несколько лет возмещает их, устанавливая соответствующий тариф на электричество. в течение последующих лет в тарифе на передачу с учетом получаемого дохода. Такой подход успешно применялся в Казахстане. В стране практикуется «принцип возврата капитальных затрат» Плата за технологическое подключение рассчитывается так: затраты компании минус доход, который она получит от этого конкретного подключенного потребителя. То есть, функции технологического подключения выполняет энергосбытовая компания.
Вот еще несколько примеров:
В Бразилии население и другие потребители с присоединяемой мощностью до 50 кВт за эту услугу не платят. Расходы потребителей с мощностью выше 50 кВт формируются так: потребитель принимает «частичное финансовое участие» в этом мероприятии, или он может полностью оплатить технологическое присоединение, чтобы ускорить процесс. В этом случае его затраты рассчитываются по принципу «наименьшей сметной стоимости»: из нескольких альтернативных вариантов, учитывающих все требования и детально обосновывающих стоимость работ и материалов выбирают самый бюджетный.
В Великобритании потребитель оплачивает все, что касается работы: разработку проекта и ТУ, получение разрешений и земельных прав, покупку оборудования, рытье траншей, прокладку кабелей, отключение подстанций, восстановительные мероприятия, включая новые дороги. Если проводились какие-то исследования, замеры общественного мнения или воздействие новой линии на окружающую среду, платит за это тоже потребитель.
В Германии потребители компенсируют до 50% затрат сетевиков на модернизацию сетей и подстанций и объектов «последней мили», а также расходы на земляные работы, связанные с рытьем траншей (канав), монтажные работы и экспертизу измерительных приборов. Но в Германии государство ввело модель «эталонной сетевой компании»: на определенные виды работ устанавливается фиксированная ставка, которая рассчитывается путем сравнения средних расходов в отрасли. Если расходы электросетевой компании превышают среднеотраслевую величину, то при формировании и размера платы за техприсоединение объем превышения расходов не учитывается. Также потребитель не оплачивает разработку проекта и технической документации.
В Швеции потребители оплачивают расходы сетевой компании за доступ к электросети и обслуживанию линии и плата подрядчику, который выполняет работы на территории заказчика. В Швеции это конкурентный вид деятельности, и если у потребителя есть нужные навыки, он вправе отказаться от услуг электрика и подготовить все необходимое к присоединению самостоятельно.
Сетевые компании сами устанавливают стоимость техприсоединения, но Инспекторат энергетических рынков Швеции устанавливает предельные значения, которые превышать нельзя.
В Швеции у потребителя есть дополнительные расходы, которые не входят в стоимость платы за техприсоединение:
- Подготовка траншеи; Прокладка кабельных каналов; Монтаж защиты кабеля; Герметизация труб; Установка электрического щита со счетчиком.
Эти дополнительные расходы в каждом случае разные, они зависят от свойств грунта, инфраструктуры и пр.
Со своей стороны сетевая компания определяет, как наилучшим образом распределить ЛЭП и сама, по своим формулам, устанавливает размер оплаты. Но если потребитель считает, что энергетики запросили слишком дорого, он может обратиться с жалобой в Инспекторат энергетических рынков.
В любом случае, плата за подключение зависит от расстояния от объекта до точки подключения. До 200 метров – базовая стоимость, одинаковая для всех потребителей, а дальше с каждым новым метром стоимость растет.
На FORUMHOUSE можно почитать про новый закон и про то, что он будет значить лично для вас. Также технологическое присоединение к электросетям обсуждается здесь.