Как не получить гнилые корни, просрочку и пересортицу
Покупка семян и саженцев в интернет-магазине – всегда лотерея. Никогда не знаешь, будет в твоем заказе пересортица, гнилые саженцы или невсхожие семена и как отреагирует продавец на твою претензию. Люди, которые всерьез увлекаются садом, продолжают покупать посадочный материал в магазинах – часто это единственный способ раздобыть новый сорт. Что делать в сложных случаях? Как отстоять свои права? Как закон защищает покупателей и кому можно доверять? Мы собрали истории пользователей FORUMHOUSE, которые сталкивались и с откровенным мошенничеством, и с недобросовестностью, и, наоборот – с безупречным поведением продавцов.
«Почки живые»
Владимир (ник на FORUMHOUSE krymbatat) как-то осенью заказал в известном интернет-магазине экзотический плодовый кустарник декенею фарже с закрытой корневой системой. Все лето она «стояла» на сайте магазина по высокой цене, осенью начались распродажи.
Ну, я и купил. Прислали с виду нормальный саженец, почки зеленые, только верхушка почему-то усохшая. Наученный горьким опытом с другими магазинами, сразу вынул ком из контейнера и посмотрел на корни – все мертвые, сгнившие.
Владимир сделал две фотографии: общий план и крупно – гнилые, развалившиеся корни. Отправил претензию, вскоре получил ответ: «Претензия не принята, почки живые». Владимир удивился и ответил: какие еще почки, корни-то сгнили? Тем более, что почки он вообще-то не фотографировал. «Корни тоже живые», – загадочно ответил продавец.
Владимир внимательно перечитал на сайте условия предъявления претензий: продавец их принимает «в течение трех дней после прибытия (но не более 10 дней пересылки) посылки в ваше почтовое отделение». В том числе и претензии по пересорту (а порой обнаружить пересорт можно только после появления плодов на растении). Но вообще, посылку редко доставляют быстрее, чем за семь-десять дней – времени на претензии может и не остаться.
Владимир решил, что было так: сотрудники магазина не умеют толком ухаживать за растениями, залили декенею, корни стали пропадать – вот и скинули цену, чтобы быстро распродать, пока еще сохранился нормальный внешний вид и зеленые почки. И теперь по правилам магазина ему остается выбросить свой саженец и никогда ничего в этом магазине не покупать.
Даже если покупатель не уложился в сроки подачи претензии, установленные магазином, это не значит, что претензию нельзя подать повторно и требовать возврата денег за некачественный товар. Тем более, когда товар приобретается через Интернет-магазин, вслепую. Для таких покупок есть дополнительные гарантии защиты прав потребителя.
На FORUMHOUSE Владимиру посоветовали отправить продавцу повторную претензию со ссылками на Закон о защите прав потребителей.
Интернет-магазины очень часто пишут, что растения не подлежат замене или возврату в соответствии с законодательством. Это не совсем так. Возврату и обмену не подлежат растения только надлежащего качества.
Если качество плохое, и если продавец не обговорил с покупателем недостатки «так мол и так, мы продаем вам декенею фарже со скидкой, но учтите, у нее сгнили корни», покупатель по статье 18 Закона «О защите прав потребителей» имеет право выбирать, что ему делать:
- потребовать замены товара; потребовать возврат денег; потребовать уменьшения цены; выдвинуть другие требования.
Если продавец будет настаивать на своем «почки-то живые», — надо обращаться в суд.
В реальности до суда в таких случаях не доходит почти никогда: люди просто вносят продавца в свои черные списки и пишут плохие отзывы на форуме.
Кстати: осенью многие магазины, торгующие посадочным материалом, снижают цены. Большие скидки — это почти всегда не самое лучшее качество.
Многие продавцы в случае претензии возвращают деньги покупателя на счет магазина – на них можно заказать что-то еще. Наша пользовательница с ником Malyshka777 была очень расстроена, получив вот эти карликовые елочки. Посылка шла девять дней.
Все растения гнилые, землю в горшочках можно выжимать. К луковичным претензий нет и можжевельник зелененький, а вот елочки просто ужас.
На претензию продавец ответил оперативно, подтвердил непригодность растений для посадки, извинился и вернул деньги на магазинный лицевой счет. Малышка что-нибудь закажет, но доставку выберет уже не почтой России.
«От тысячи не обеднею»
Некоторые наши интернет-магазины стали практиковать подходы известного китайского продавца и продавать несуществующие растения. Семена вы получите, но, конечно, вырастить вот эти диковины не получится. Самое удивительное, что народ до сих пор на такое ведется, и разумных доводов никто не слушает: а вдруг повезет?
На форуме уже были примеры, когда покупались семена желтых и красных девичьих виноградов, радужных роз и прочих «редкостей». Теперь покупаем семена цветной земляники. Самая дорогая – черная, «семена редких сортов из Великобритании!». Очень-очень дорогая и редкая – зеленая. «Италия».
Когда я говорила знакомым, что не существует вьющейся клубники и лилейных деревьев, думаете они мне верили? Нет! Они верили разводилам и говорили: «все равно возьму и попробую, я от этой тысячи не обеднею».
В таких случаях нужно просто, как говорил Кант, «иметь мужество пользоваться собственным разумом», когда разглядываешь в интернете произведения фотошопного искусства. Ну, какие квадратные арбузы? Какая клубника в клеточку?
Ради прикола заказал фиолетовые томаты и красные огурцы.
Считайте, что прикол удался, вы попались. Мастера фотошопа какого угодно цвета и размера могут нарисовать.
«Дешевый розовенький пересорт»
Качество саженца, если более-менее в них разбираешься, определить несложно, а вот как выявить пересорт? Им грешат многие магазины: на сайте предлагается сотня сортов, а в реальности ассортимент куда скуднее; и при заказе продавец просто клеит нужную этикетку на горшок или упаковку с непонятно, каким растением.
Заказывал яблони, груши, малину, смородину. Качество саженцев более-менее, но сортность не соблюдают вообще, везде пересорт, кроме одной груши. И главное, пока дерево не даст плоды, ничего не поймешь. В итоге куча потерянного времени.
Вот что выросло у Андро из этого заказаза (слева то, что он заказывал – справа то, что получил):
- яблоня Конфетное — Штрифель яблоня Медуница — Антоновка яблоня Мельба — китайка смородина Уральская белая — красная, сорт неизвестен; малина желтая — красная, сорт неизвестен.
Даже у честных коллекционеров пересорт случается, от этого никто не застрахован – но тогда покупатель получит извинение и саженец или семена нужного сорта. Любой приличный магазин постарается удовлетворить претензии. А недобросовестные продавцы на претензии о пересорте даже внимания не обращают.
Купила два пиона, Кенди страйп и Уайт кэп. Оказался дешевый розовенький пересорт. Деньги магазин вернуть отказался.
Когда мошеничество невыгодно
Если покупка посадочного материала в интернет-магазине – лотерея, то существует ли способ в ней выиграть? Конечно! Многие и многие садоводы успешно покупают в ИМ, и считают, что это гораздо удобнее, чем совместные закупки. Главное, заказывать в проверенных магазинах, которым мошенничество просто не выгодно. Такой продавец дорожит своей репутацией и общение с ним оставляет приятное чувство. Растения присылают в хорошем состоянии, всегда видно, что выращивали их с любовью в горшочках, а не поместили туда перед посадкой. Понятно, что и пересорт у такого продавца – редкая ошибка.
Ну, ради Бога, мошенничество [известном интернет-магазине]? Да ведь уйма совместных закупок идет через этого поставщика. Или мошенничество в [другом известном интернет-магазине]? Да они столько зарабатывают на объемах продаж, что просто смешно думать о них и мошенничестве.
Что должно настораживать, когда рассматриваешь ассортимент интернет-магазина?
- Ошибки в названиях сорта; Ошибки в описании сорта; Изображения, не соответствующие сорту; Если в разделе «гарантии» нет ни слова о том, что продавец гарантирует сортность.
Если сомневаетесь — всегда можно попросить совета в разделе FORUMHOUSE, где обсуждают заказ семян, саженцев и другого посадочного материала в интернете. Почитайте нашу историю о смелости, предприимчивости и огурцах. Посмотрите видео про селекцию огурцов и редиса.