Компании и марки, которые покинули российский рынок
Каждый день западные компании сообщают о приостановке работы в России или окончательном уходе с российского рынка. Рассказываем, каких именно брендов мы лишились или скоро лишимся, и как подготовиться к возможному периоду дефицита.
Инструменты и садовая техника
Ряд популярных производителей заявили о «приостановке поставок» и прекратили инвестировать в российские проекты, уточнив при этом, что их представительства в нашей стране продолжают отгружать дилерам продукцию, которая имеется сейчас на их российских складах. В их числе:
- «Хускварна» (Husqvarna LLC Russia); Bosch; DeWALT; Stihl.
Поставки в Россию приостанавливает и Hitachi – как сообщается, подразделение, специализирующееся на строительной технике и инструментах «решило постепенно прекратить работу из-за потенциальных рисков, связанных с бизнесом». Наши пользователи высоко ценили бытовые инструменты этого производителя.
Купил-таки себе эту Хитачи. Пили фанеру пару часов, четыре листа зараз, семерку пилит как масло, не напрягаясь и не греясь вообще.
На долю этих брендов в российском сегменте рынка электроинструментов приходится 9% (по некоторым оценкам до 20%). Это дорогая продукция, но стоимость окупалась высоким качеством и долговечностью. Экономисты говорят, что в условиях текущего экономического кризиса цены на продукцию этих компаний все равно неизбежно увеличились бы как минимум в 1,5-2 раза, и людям просто пришлось бы покупать что-то, пусть менее крутое, но более доступное.
Среди пользователей FORUMHOUSE у всех этих брендов была хорошая репутация, но, конечно, самый любимый производитель на форуме – японская компания Makita Corporation: тема «Клуб любителей Makita» представлена уже в четырех томах. Цены на продукцию Makita, конечно, выросли, но никаких официальных заявлений об уходе с российского рынка компания не делала.
Уже давно хотел купить себе погружную пилу, но все как-то не собрался. А тут понял, надо покупать сейчас или кто знает, когда будет возможность. Каким-то чудом успел урвать еще по старой цене, успел заказать шину. Уже когда счёт оплачивал, цена поменялась. Но магазин всё равно прислал по старой цене. Пилит офигенно. Стопку из четырех листов 10-ти мм фанеры спокойно отпиливает. Что самое интересное: даже струбцины не нужны. Шину как положил, так она и лежит.
Российский рынок электроинструментов и садовой техники – один из самых высококонкурентных, и значительная его часть приходится на торговые марки, которые выпускают в Китае по заказу компаний из России. Все они останутся с российскими потребителями.
Оборудование для загородной жизни
С российского рынка уходит Vestas – у некоторых пользователей FORUMHOUSE стоят и прекрасно работают ветрогенераторы производства этой компании.
Уйдет также датская компания Danfoss, производитель автоматики и оборудования для отопления загородного дома и ирландская Johnson Controls, которая производит системы безопасности для зданий и сооружений.
Лакокрасочные материалы
Целый ряд любимых нашими пользователями скандинавских производителей ЛКМ заявил о приостановке работы в России. Это финская компания Teknos Group (в отчетах о стройках участников FORUMHOUSE много фотографий домов, фасады которых выкрашены ее красками), норвежская компания Jotun, Holland Colours из Нидерландов и датская Hempel (участники нашего портала пользовались защитными покрытиями для винтовых свай и другой продукцией этой компании).
Надеемся, что совместные усилия правительства и отраслевого сообщества приведут к стабилизации ситуации. Совокупная доля [продукции этих предприятий] в общем объеме выпуска ЛКМ составляет около 2 процентов. У российских производителей достаточно мощностей и компетенций для восполнения этих объемов на рынке.
Сухие смеси
Наш рынок покидает немецкий концерн Henkel (его самая известная в России продукция – клей «Момент», но для нас важно, что компания производит и штукатурки, шпаклевки, гидроизоляции и другие строительные смеси под брендом CERESIT).
Штукатурили газобетон по церезитовской технологии. Сделали проникающую грунтовку, дальше адгезионный обрызг с адгезионной добавкой, штукатурку по маячкам 15-20 мм, дальше базовый армирующий слой, кварцевую грунтовку и силикатно-силиконовую декоративную штукатурку.
О приостановке работы в России заявил популярный швейцарский производитель сухих смесей Holcim: в строительстве загородных домов широко применялись пескобетон, цемент, клеи, в том числе для блоков, наливные полы и другая продукция компании.
Бытовая техника
Из России ушли производители бытовой техники, которые так прочно вошли в нашу загородную жизнь, что сейчас дом без их продукции трудно представить. Холодильники, морозильные камеры, плиты, кондиционеры, стиральные и сушильные машины делали наш быт комфортным и приятным. Теперь настало время попрощаться с:
- Panasonic; Sharp; LG; Samsung; Siemens, Whirlpool Corporation (в России в протфель компании входят четыре ключевых бренда: Indesit, Hotpoint, Whirlpool и Kitchen Aid); Mitsubishi Electric.
Мебель
Кроме ухода с российского рынка IKEA, ощутимой потерей для многих станет потеря Jysk: датской компании, которая специализировалась на домашнем текстиле, товаров для дома, матрасов и стильной садовой мебели.
Сантехника
В это разделе отметим уход авторитетного производителя сантехники и других принадлежностей ванных комнат Geberit.
Эксперты отмечают, что на этом рынке не так много европейской продукции и почти вся она – премиум-класса.
Больше половины продаж в масс-маркете приходится на ванны, раковины и унитазы отечественного производства. Есть также очень хорошая китайская сантехника – клоны европейских производителей. Но цены на российскую продукцию, скорее всего, тоже заметно вырастут.
Anton K
Производствам, чтобы не загнуться, надо будет либо цены держать высокие, либо просить помощи у государства. В обоих случаях заплатим за это мы.
Светопрозрачные конструкции
Об «оперативном уходе» с российского рынка объявили датский производитель окон VELUX. В пресс-релизе компании отмечается, что «у VELUX в общей сложности 72 сотрудника в офисах продаж в России и Белоруссии, но компания не имеет ни производственных мощностей, ни недвижимости в этих странах».
Японская компания AGC, которая производит автомобильное, архитектурное и интерьерное стекло, приостанавливает инвестиции в российские проекты и поставки российским потребителям.
О своем решении выйти из российских активов американская компания Guardian Industries. Сейчас, как сообщает пресс-служба компания, прорабатывается стратегия, которая позволит не закрывать российские предприятия.
В отличие от производителей листового стекла, производители оконного и дверного профиля и оконной фурнитуры, активно развивавшие производства в нашей стране в последние 20 лет – а это разные мировые бренды, в большинстве европейские – о намерении покинуть российский рынок не сообщали.
На российском оконном рынке сейчас работают и крупные российские производители, и поставщики из Турции и Китая. Обнадеживает также, что 99% товаров и комплектующих для окон не попадают под санкции (кроме автоматических систем управления).
Материалы для строительства
Нашу страну покидает ирландский Kingspan, мировой лидер среди производителей сэндвич-панелей и комплексных решений для индивидуального строительства. Компания сообщила о решении передать свои российские активы российскому менеджменту. Заводы по производству сэндвич-панелей и металлоконструкций в Ленинградской области и Ставропольском крае работают, и пока они обеспечены необходимым сырьем.
Однако, как сообщается в пресс-релизе компании, после выхода из локального бизнеса международная продукция Kingspan для продажи в России доступна не будет.
Что делать?
Участники нашего портала смотрят в будущее со сдержанным оптимизмом, но считают, что снижения цен ждать бессмысленно.
Работаю в закупках в одной из сетей DIY. И скажу я вам, пока и намёка нет на снижение цены. Многие из поставщиков, и в том числе заводы-производители, поднимают цены искусственно, так сказать на хайпе.
Если есть возможность, все необходимое для стройки и ремонта надо покупать сейчас, или продумать, как и на что заменить отсутствующие материалы, какие инструменты сделать самим. По информации «Коммерсанта» со ссылками на источники издания в DIY-сетях, в течение двух ближайших месяцев в России уже будет заметен дефицит строительных и садовых инструментов и сантехники, отделочных материалов и фитингов. Сейчас, по данным «Коммерсанта», торговые сети распродают старые запасы и ищут новых поставщиков, которые должны заменить ушедших с российского рынка производителей. Но импортозамесить получится не сразу, а заменить всех вышеназванных производителей китайскими сейчас не так просто: в Шанхае все еще действуют ограничения из-за ковида, а ряд крупнейших перевозчиков отказались работать в нашей стране. Со временем все наладится, но возможный период дефицита лучше пережить подготовленными.
Сейчас Минстрой договаривается с производителями стран СНГ, Китая, Индии, Турции, Ирана о поставках в нашу страну материалов и инструментах.