Как добиться устойчивого порядка и тратить на рутину меньше сил и времени
Вопрос экономии финансов при строительстве своего дома всегда стоял остро, но сегодня, на фоне астрономических цен, да еще в тандеме с перспективой дефицита, стал приоритетным. Наряду с тщательным планированием и подбором более доступных технологий и материалов, есть еще один способ сократить расходы без негативных последствий – уменьшить площадь. Никто не предлагает ужиматься до студий на земле, хотя и они достаточно востребованы, но жилище, как и рабочее место, вполне может быть и комфортным, и эргономичным. В условиях, когда каждый готовый квадрат обходится в десятки тысяч рублей, правильная организация пространства – возможность быстрее и с посильным бюджетом построить удобный дом меньшего размера. Вместе с Натальей Умновой, профессиональным организатором пространства, узнаем, что представляет собой эта система, зачем вообще нужна и почему очень даже подходит и для отечественного менталитета.
Что такое организация пространства и зачем она нужна
Сравнительно недавно о дизайне интерьера и слышали далеко не все, а сегодня дизайнеров повсеместно приглашают для оформления квартир и домов. Так и организация пространства еще несколько лет назад была в диковинку, но постепенно появляется и в реальной жизни, а не только на экранах в популярных передачах по наведению порядка. Эта система призвана облегчить нам жизнь и сгладить острые бытовые углы.
Организация пространства – это процесс создания комфортного, удобного, эффективного, наполняющего окружения. Если простыми словами, то организатор пространства вместе с хозяином ищет для каждой вещи свое место, откуда ее будет удобно брать и куда можно будет легко вернуть после использования. Также это место должно быть логичным, то есть первым, которое придет на ум человеку при мысли «а где у меня лежит/а куда мне положить новую…?»
Фото Натальи Умновой
Результатом работ по правильной организации пространства становится как наведение порядка, так и его поддержание, плюс, наблюдается и улучшение эмоционального фона.
- Каждая вещь приобретает свое место, вещи больше не теряются. Вещами удобно не только пользоваться, но и возвращать их на место – наведенный порядок легко поддерживать годами. Экономится время на уборке. Пространство выглядит более эстетично за счет аккуратно расставленных вещей/органайзеров и снижения визуального шума. Повышается личная эффективность, снижается уровень стресса, улучшаются отношения в семье за счет снижения раздражения и ссор из-за беспорядка, необходимости постоянно объяснять домочадцам, где что лежит. Дети приучаются к самостоятельности. Взрослые члены семьи видят, как бывает, и тоже зачастую меняют свое отношение к порядку и его поддержанию.
Запускаются качественные изменения в жизни: когда снижается раздражение и появляется больше свободного времени, когда дом наполняет энергией, а не забирает ее, становится легче дышать, приходят новые идеи и ресурсы для саморазвития.
Фото Натальи Умновой
Если обычная регулярная уборка только устраняет последствия быта, то правильно организованное пространство решает сами проблемы, ведь чище всего не там, где постоянно убирают, а там, где не мусорят. Естественно, домашние дела никто не отменял, но времени, сил и нервов у всех членов семьи они будут отнимать значительно меньше.
Основные принципы организации пространства
На эту тему написана масса книг, в том числе и отечественными авторами, есть бестселлеры, например, «Магическая уборка» Мари Кондо (метод КонМари) и другие. Но независимо от авторства и подхода, организация пространства решает две задачи:
- Что хранить – если это жилая квартира или дом, речь о том, чтобы расхламить помещения, избавившись от старых и ненужных вещей. Если же дом в планах или на этапе обустройства, задача в том, чтобы этого захламления не допустить, определившись с необходимым минимумом. Как и где хранить – нужные вещи, регулярно используемые, должны правильно храниться, чтобы не захламлять пространство, что особенно важно, когда жилье компактное. Для хранения применяются специальные приспособления, а сократить занимаемое место помогает складывание вещей определенным образом.
Однако для максимального эффекта важен индивидуальный подход.
Основные принципы организации пространства: категоризация, минимизация, контейнеризация. И множество дополнительных правил и исключений из них в процессе. Главное, на что ориентируется профессиональный организатор пространства – удобство хозяина вещей и его домочадцев. Индивидуальный подход. Конечно, есть базовые приемы и решения, которые подходят ко многим ситуациям, например, вертикальное складывание (то самое, которое популяризировала Мари Кондо). Но в каждой конкретной ситуации мы узнаем привычки и потребности клиента, выявляем так называемые жизненные сценарии (привычные действия в пространстве и с вещами) и еще много разных факторов, под которые подбираем решения. Часто решение лежит на поверхности, но в привычных процессах наш мозг действует, как заведено, и чтобы придумать что-то, а иногда даже чтобы просто зафиксировать неудобство, ему нужно сфокусироваться, потратить ресурсы. А мозг этого не любит.
Например, есть базовое правило: хранить одну категорию вещей в одном месте. И есть другое правило: храним вещи там, где используем. Периодически эти правила вступают в конфликт, так, косметика у клиентки хранится в ванной. При этом там недостаточно света, чтобы наносить декоративную косметику, а для того, чтобы просто использовать крем – нормально. Получается, что ей нужно каждый раз собрать кучу средств и нести их в прихожую, где удобное зеркало и свет ярче, чтобы накраситься. Само собой, возвращать каждый раз все обратно не охота и/или она не успевает. В итоге – на столике в прихожей бардак. Казалось бы, решение простое: добавить света в ванной или организовать хранение декоративной косметики в прихожей или другом удобном месте. Но для того, чтобы переключиться с привычного хоть и не очень удобного поведения, часто требуется взгляд со стороны. Именно поэтому самые частые фразы клиентов после организации пространства: «А что, так можно было?!» и «Как же я сама/сам до этого не додумался/ась!»
Фото Натальи Умновой
На избавление от лишних вещей и наведение организованного порядка требуется время: от пары дней до нескольких недель. В зависимости от количества вещей, размеров помещения, готовности хозяев расставаться с неактуальными вещами и вносить изменения в пространство. Но после внедрения этой системы в доме, останется только поддерживать достигнутый результат, тратя на уборку в несколько раз меньше сил и времени.
Так это же про порядок, причем тут строительство и меньшая площадь?
Позаботившись о правильной организации пространства в доме, можно решить сразу несколько задач.
- Обойтись меньшей площадью – когда все на своих местах, ничего нигде не валяется, да и этого «всего» не вагон и тележка, а разумный минимум, не понадобится и лишнее пространство. Мы не японцы, способные довольствоваться хоть и трансформируемыми, но, по сути, коробками, а не квартирами. Однако дом в 60-80 м² даже в нынешних условиях осилить куда реальнее, чем в 120 или 200 м². Предотвратить захламление – то ли менталитету спасибо, то ли окружающей действительности, но тяга к собирательству и хранению всякой всячины на «черный день» в нас неубиваема. И придется очень постараться, чтобы не превратить дом в аналог квартиры с забитой кладовкой и балконом и тотальной нехваткой места. Системы организации пространства как раз и являются инструментом, который поможет перестроиться и освободиться от всего лишнего. Облегчить эксплуатацию – домохозяйки, даже не перфекционистки, тратят часы, перетекающие в месяцы, а за всю жизнь и годы, на регулярную уборку. В своем доме на этот процесс требуется еще больше времени, а ведь добавится и придомовая территория, и уличные зоны отдыха. Логично, что организация пространства на кухне, в жилых комнатах и общих помещениях, а также и во дворе, необходима для того, чтобы сократить затраты и сил, и средств, и времени на поддержание порядка.
Фото Натальи Умновой
Если коротко, то организация пространства нужна практически всем! Даже у профессиональных организаторов можно встретить очаги недоорганизованности, но у нас это связано обычно со стремлением к недостижимому пределу совершенства. Если же пройтись по дому любого человека, не увлекающегося организацией пространства, то можно найти не одно место, где можно оптимизировать расположение вещей. Даже если человек сам по себе организованный и любит порядок. Просто он может не знать специальных методик и приемов, а также не владеть ассортиментом органайзеров и специальных средств, помогающих организовать пространство. И это нормально – мы не можем быть специалистами во всем, у нас есть своя работа, свои хобби, дела, семьи и прочее, на что мы тратим свое время и силы. И далеко не всегда их хватает еще и на организацию пространства.
Конечно, чем меньше площадь жилья, тем более актуальна эффективная и эргономичная организация хранения вещей, ведь надо уместить все необходимое на ограниченном пространстве так, чтобы это было удобно. Но в больших домах проблем с вещами не меньше, а иногда и больше, чем в маленьких. Потому что вещей больше, иногда просто огромное количество. Чем больше шкаф или дом – тем больше вещей, кажется, он может вместить. И до какого-то момент это так. А потом наступает коллапс, когда хозяева уже не могут пользоваться большей их частью.
Несколько утрировано, но смысл понятен.
Когда нужно задуматься об организации пространства
Кто-то и строится до сих пор из головы, не имея даже наброска, не говоря о продуманном конструктиве, планировках и смете. Но чтобы при таком подходе получилось не только начать, но и завершить строительство, нужно быть редким счастливчиком. Для всех же остальных – планирование, проектирование и тщательная подготовка.
В идеале, продумывать организацию пространства нужно на этапе планировки жилья. Тогда можно предусмотреть выделенные гардеробные, кладовые, хозблоки и прочие помещения. Если планировка уже есть и ее никак не изменить, то на этапе дизайн-проекта. Лучше всего, если организатор пространства работает в кооперации с дизайнером интерьера. Мы не конкуренты, мы не отбираем у дизайнеров их работу, но дополняем ее. Потому что разный профиль, разная специализация. Я недостаточно знаю про сочетаемость цветов, инженерные сети и геометрию пространства, но зато знаю про эргономику, функциональность и удобство, которыми некоторые дизайнеры жертвуют в пользу красоты (чаще всего от этого страдают кухни!). Вместе мы можем создать действительно красивое и функциональное пространство.
Как организовать пространство, если дом уже построен и обставлен
Идеалы достижимы далеко не всегда, в большинстве случаев про организацию пространства задумываются, уже живя в квартире или доме.
Чаще всего я работаю именно с уже обжитыми домами. Об услуге планирования мебели (когда я делаю проект мебели под вещи конкретного человека, по которому можно потом заказать ее изготовление) еще мало кто знает, да и множество домов уже построены – и в них уже образовались сложности с пространством и вещами.
Конечно, уже имеющиеся мебель, стиль, финансовое положение клиента, отношения в семье и прочие факторы могут сильно ограничить возможности организации и, соответственно, конечный результат. Очень важную роль играет самый сложный для многих людей этап – минимизация вещей (т.н. расхламление, но это слово многих коробит и отпугивает). Когда нужно принимать решения, сталкиваться со своим сопротивлением, обнаруживать в себе какие-то древние установки и даже травмы. Но если человек действительно хочет изменений, то мы всегда добиваемся заметного улучшения!
Даже без возможности изменить планировку и поменять меблировку, вполне реально избавиться от ненужных и лишних вещей и предметов быта, а хаотичное хранение преобразовать в упорядоченное.
Фото Натальи Умновой
Реально ли обойтись своими силами
Как и любой другой труд, работа специалиста по организации пространства должна оплачиваться и как же заманчиво сэкономить и разобраться со всем самостоятельно. Но вот стоит ли – это другой вопрос.
Организация пространства – это, конечно, не хирургия и даже не строительство домов. Конечно, можно самостоятельно. Но если бы все действительно могли – и делали, не было бы нашей профессии! Есть две большие категории людей, которые хотели бы организовать пространство. У одних сложности возникли из-за внешних причин: неудобная мебель, много вещей, отсутствие времени на то, чтобы в принципе заняться еще и этим.
У других – из-за причин внутренних: установок, впитанных с детства, привычек, сформированных тогда же, психологических барьеров и даже травм. Ведь пространство вокруг нас – это во многом отражение нашего внутреннего мира, состояния. Чтобы изменить свой внутренний мир, люди обращаются к психотерапевтам, потому что в этом нужна помощь, взгляд со стороны, просто поддержка или волшебный пинок. Организатор пространства работает «катализатором» изменений, поддерживает и сопровождает в них морально и физически, не дает «слиться». В результате изменения вокруг запускают изменения внутри, в человеке и его жизни. Бытие определяет сознание – и наоборот.
Как и в упомянутом строительстве, решающим фактором будет свободное время – когда оно есть, почему бы и не попытаться самостоятельно упорядочить окружающее, благо, органайзеров по доступным ценам в продаже хватает.
Но вот когда большая его часть тратится на работу, а потом еще и бытовые задачи лишние силы отнимают, профессионал поможет сэкономить сначала это самое время, а в долгосрочной перспективе и деньги.
Как выбрать исполнителя
Дефицит квалифицированных специалистов, а не только позиционирующих себя таковыми, есть практически во всех отраслях. Многие отказываются от услуг профессионалов просто потому, что не надеются найти стоящего, а платить лишь бы кому, не хотят. Но если все же профи нужен, узнаем, на что обратить внимание при его выборе.
Критерии более-менее обычные, на которые ориентируются при выборе любого специалиста, от мастера маникюра, до врача: местоположение (или работа онлайн), опыт работы, образование, членство в профессиональных ассоциациях, повышение квалификации, упоминания в СМИ, отзывы и рекомендации, состав и стоимость услуг.
И еще считаю важным найти «своего» организатора. Человека, с кем будет легко и комфортно общаться в процессе работы. Потому что на самом деле организация пространства – это довольно тесное общение, когда человек раскрывается, рассказывает о личном, пускает в личное пространство.
Фото Натальи Умновой
5 простых советов по хранению
Пока руки не доходят взяться за тотальную реорганизацию, можно использовать несколько приемов, чтобы для начала упростить хранение вещей.
- Каждой вещи свое место – сначала его нужно подобрать исходя из удобства и частоты использования. То, что используется постоянно или достаточно часто, должно лежать близко, под рукой. Деление по категориям – не придется рыскать по всем полкам и ящикам, если разложить и развесить на вешалках все по категориям. Отдельно футболки, майки, худи, штаны, юбки и др. Заполнение без фанатизма – на полках, в ящиках и коробках должно оставаться свободное место, чтобы вещи не мялись при складировании, и их было легче и быстрее вытаскивать. В среднем заполняемость должна составлять не больше 80-90%, не нужно ничего трамбовать. Складывание – сложенные вещи занимают меньше места, чем скомканные или небрежно свернутые. Оптимальной формой для полок и ящиков считаются прямоугольники, сложенные вертикальной или горизонтальной стопкой. Для хранения в корзинах и органайзерах вертикальными рядами предметы гардероба за исключением очень плотных и больших вещей сворачивают рулончиками (роллы). Прямоугольник и квадрат – выбирая органайзеры нужно отдавать предпочтение прямоугольным или квадратным, круглые отнимают больше полезного пространства.
3 простых совета по уборке
От нее никуда не деться, но чтобы тратить на процесс меньше сил, времени, и, самое главное, нервов, тоже есть простые приемы.
- Возврат – как бы ни было соблазнительно отложить на потом, нужно приучиться и приучить домочадцев сразу возвращать вещи на место после использования. Тогда на журнальном столике не будет к вечеру собираться батарея кружек, а одежда окажется на полке в шкафу (в корзине для белья), а не на стульях, креслах или кроватях. Это же касается и покупок, их нужно сразу разбирать, раскладывая все по местам. Зонирование – не стоит хвататься за все и сразу, лучше разделить уборку на блоки, сначала, по помещениям, начав с самого дальнего. А дальше уже каждое помещение делится на несколько зон, которые убирают последовательно. Направление – любая уборка, независимо от функционала помещения, всегда двигается сверху, вниз.
Организация пространства как раз и направлена на то, чтобы один раз все грамотно разложить по местам, а после только поддерживать порядок с минимальными усилиями. Эта система универсальный инструмент, который можно использовать самостоятельно или под руководством мастера. Но в любом случае, это возможность облегчить быт и в дальнейшем экономить самый редкий и самый дорогой ресурс – наше время.
В видео – советы по организации систем хранения.