В частном секторе вдоль проезжей части нередко обустраиваются дренажные каналы. Чтобы попасть во двор, приходится их пересекать. В этих местах чаще всего формируется полноценная дорога для возможности проезда на автотранспорте. Чтобы при этом не нарушить вывод дождевой, талой и грунтовой воды, прокладывается труба в канаву. Рассмотрим, каким техническим требованиям должны отвечать те или иные образцы. Ознакомимся с основными правилами проведения монтажных работ.
Въезд на дачный участок через канаву
Выбор материала
Каналы вдоль дорог среди прочего являются частью дренажной системы. Технически она устроена так, чтобы талая и дождевая вода в конечном итоге уходила в сторону от обслуживаемого участка. То есть в случае устройства пересекающего линию дорожного полотна необходимо обеспечить условия для свободного прохождения стоков под ним. С этой целью выполняется укладка трубы в канаву.
Подъезд к участку имеет многослойную структуру. Поверх протока формируется минеральная засыпка, грунт. Нередко площадка дополняется декоративным покрытием. Все это в сумме помимо периодически проезжающего транспорта оказывает на канал большое давление. То есть среди технических характеристик одной из важнейших является механическая устойчивость. Также важны долговечность, химическая инертность, стойкость к воде и коррозии, перепадам температур. Перечисленным параметрам отвечают следующие разновидности труб:
- Металлические.
Металлические трубы в канаву
В этой группе выделяются стальные заготовки несмотря на слабую устойчивость к коррозионным процессам. Однако благодаря прочим свойствам и защитному покрытию эксплуатационный срок достигает 30-40 лет. Изготавливаются каналы с большим диаметром и утолщенными стенками, поэтому по проезду допускается многократное движение транспорта.
- Бетонные.
Недостатком готовых изделий считается большой вес, что вынуждает включить в смету расходы на транспортировку и аренду техники для проведения монтажных работ. Масса объясняется высокой плотностью используемого в производстве раствора, утолщенными стенками. Дополнительно может присутствовать армирующий каркас для усиления трубы под заезд, например, для ассенизаторской машины или трактора, КамАЗа.
- Пластиковые.
Гофрированные трубы из пластика
Полимерные изделия сравнительно с металлическими и бетонными заметно меньше весят и дешевле стоят. Для монтажа не приходится арендовать спецтехнику. Необходимой механической прочностью обладают образцы с гофрированными снаружи стенками. Как правило, устанавливаются каналы с многослойной структурой. Они крепче, дольше служат и за счет гладкой внутренней поверхности здесь минимизируется вероятность засорения.
Рекомендуемые характеристики материалов
Так как речь идет о дренажной канаве, в которой практически всегда присутствует вода, металлические изделия в частном секторе практически не используются. В стоках часто присутствуют песок, мелкие камни и прочие твердые частицы способные оказывать абразивное воздействие на защитное покрытие внутренних стенок. Это становится причиной скорого появления ржавчины. В конечном итоге владельцы частных домов и дачных участков, как правило, выбирают бетонные трубы для канавы либо пластиковые.
Бетонные трубы на заезд
Полимерные изделия
Из полиэтилена либо полипропилена высокой плотности специалисты рекомендуют рассматривать двухслойные гофрированные каналы. Здесь прослойки надежно скрепляются путем спайки, то есть по факту изделия монолитные. Они могут иметь следующие параметры:
- диаметр поперечного сечения – от 200 до 1000 мм;
- суммарная толщина стенки – от 22 до 140 мм;
- длина – от 1 до 6 метров.
Важно, чтобы сырье для производства труб использовалось первичное. Если в составе содержится то или иное количество вторсырья, то это способствует снижению упругости гофрированной стенки. Проверить это можно путем надавливания на ребро. На качественное исполнение указывает быстрое восстановление изначальной формы. В зависимости от условий эксплуатации по степени жесткости изделия могут соответствовать SN 4, 6, 8 kH/кв.м.
Въездная зона с пластиковой трубой в канаве
Рабочий диапазон температур составляет -35 – +75 градусов по Цельсию. Однако в канаве гофрированные трубы из вторичного полимерного сырья могут безвозвратно деформироваться даже в области указанных ограничений. Качественные аналоги могут сохранять исправное состояние более 50 лет. Среди достоинств кроме прочего отмечается простота монтажа и раскроя.
Изделия из бетона
Для бетона характерна хрупкость. Поэтому для обеспечения долговечности и надежности специалисты рекомендуют прокладывать заготовки с армирующим каркасом. Раствор при этом использовать тяжелый марки М350. Трубы используются безнапорные со следующими параметрами:
- диаметр в поперечном сечении – от 300 до 1200 мм;
- толщина стенки – от 140 до 400 мм;
- длина – от 2,5 до 5 метров;
- вес – от 0,5 до 5 тонн.
Альтернатива одной крупной трубе в виде двух меньшего диаметра
Класс прочности на сжатии имеет стандартизированные значения в зависимости высоты насыпи из грунта над трубой на заезде во двор:
- В30 (1-3 группы по несущей способности) – грунтовая толщина составляет 2-6 метров;
- В40 (4 и 5 группы) – 8-10 м.
По водопроницаемости каналы должны соответствовать показателю W6. Это менее 6% по массе. Относительно морозостойкость минимальное значение должно соответствовать F200. Такие изделия способны 60-100 лет сохранять свойства и форму при температуре в пределах от -60 до + 200 градусов по Цельсию.
Особенности проведения монтажных работ
Одно из главных правил как положить трубу в канаву на заезд – обеспечение протекания всей воды через канал, чтобы исключить подмывание грунта под ним. Также важны мероприятия по созданию прочного основания и предотвращению разрушения насыпи для устройства дороги. Рассмотрим пошагово технологический процесс.
Подготовка
На этом этапе сначала укрепляются стенки канавы. Они должны создавать в поперечном сечении рва перевернутую трапецию. Далее выкапывается прямоугольная траншея на достаточную глубину, чтобы вся вода проходила через трубу. Грунт здесь стоит дополнительно утрамбовать. Стенки и дно с целью упрочнения укрываются прочным геотекстилем.
Общая схема заезда через канаву с трубой
Следующий шаг – создание прочной основы. Чтобы исключить повреждение бетона или пластика, снаружи для засыпки используется только песок. Толщина подушки должна быть в пределах 200 мм. Если предполагается высокая нагрузка на заезд или почва характеризуется зыбкостью, то перед этим сначала трамбуется 100-150 мм щебня фракцией 5-20 мм. Для обеспечения самостоятельно стока воды в итоге основа должна иметь технический уклон в 20 мм на каждый погонный метр.
Укладка трубы
Технически правильной считается укладка трубы по центру канавы. Здесь стоит отметить, что корректировку положения заготовки лучше проводить в подвешенном состоянии. Так будет исключена вероятность повреждения геотекстиля, наружной стенки трубы. А засыпка сохранит заданную плоскость.
Формирование проезда
Здесь независимо от того какая труба используется для заезда на участок рекомендуется сначала собрать опалубку. Она позволит предотвратить засыпание выступающих краев канала. Также ограничения могут пригодиться для создания съемной формовочной конструкции под бетонный раствор. Такие борта часто практикуются, так как они надежно защищают проезд от последующего разрушения.
Бетонные борта на въезде через канаву
Нередко встречаются советы по созданию первого слоя над каналом из гравия. Но технически грамотно сначала создать безопасное «одеяло» толщиной порядка 300 мм из песка. Камни в отличие от него способны оказывать под давлением точечную нагрузку, что может привести к повреждению трубы. Мелкий щебень нужно уплотнять поверх песчаной засыпки слоем 200 мм. Далее идет еще одна прослойка из среднего и крупного гравия. Финишный вариант определяется планируемой наружной отделкой. Это могут быть асфальт либо тротуарная плитка поверх подушки или стяжки, просто песчано-гравийная смесь или грунт.
Заключительный этап
Канавы всегда остаются открытыми для природных осадков и листопада с мусором. Все это кроме прочего проходит через трубу и оказывает на ее внутренние стенки негативное воздействие. Чтобы минимизировать это явление, возле выступающих торцов рекомендуется устанавливать защитные решетки или сетки из металлических прутьев/проволоки. Так процесс профилактической очистки можно будет проводить реже, чем без «фильтрующих элементов».
Видео описание
В этом видео владелец дачного участка делится личным опытом по замене старой чугунной трубы в канаве на гофрированную пластиковую:
Видео описание
В этом видео дачник рассказывает про свой подход по устройству заезда через канаву с асбестоцементной трубой:
Коротко о главном
Если канаву пересекает въездная зона из насыпи, то необходимо для отвода талой и дождевой воды прокладывать трубопровод.
Для этого используются прочные трубы из стали, бетона или пластика.
Металлические изделия редко укладываются на частной территории из-за характерной неустойчивости материала к коррозии.
Для участков с повышенной нагрузкой предпочтение стоит отдавать бетонным изделиям с армирующим каркасом.
На слабо нагруженном заезде экономически выгоднее будет укладка двухслойной гофрированной трубы изготовленной из первичного полиэтилена или полипропилена.
Подготовка рабочего участка включает укрепление стенок под уклоном к центру, раскопку траншеи под трубу на глубины протекания сточных и грунтовых вод.
Котлован армируется геотекстилем.
Труба укладывается на плотную подушку с песком сверху.
Общая засыпка между бортами выполняется начиная с песка гравием разной фракции.
Бока практичнее заливать бетонным раствором.